Сайт функционирует
при финансовой поддержке Федерального агентства
по печати и массовым
коммуникациям


Москва, Зубовский бульвар, 4
Тел.: +7 (495) 637-23-95
E-mail: ruj@ruj.ru

Онлайн-приемная

Авторские блоги

Владимир Касютин
Ещё не вечер
– А зачем вообще нужна сегодня газета? – спросил меня юный фотокор, едва устроившийся в редакцию. Я не стал прятаться за завесу правильных слов. – Во-первых, чтобы прокормить тебя и твоих коллег, интернет в этом нам пока не помощник. – Во-вторых, … – Тут я притормозил, пытаясь найти веские аргументы. – Новости? – Чиновники и полицейские научились вывешивать на своих сайтах хронику, а системно окучивать территорию в поисках человеческих новостей способны немногие. – Проблемы жителей? – Самые пробивные и без нас в соцсетя
Владимир Касютин
Я пришел на свое поле
На вопросы «НВ» отвечает секретарь СЖР, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок» Владимир КАСЮТИН. Владимира Касютина (на снимке) я знаю давно. И не потому, что часто с ним видимся или дружим домами… Нет. Просто он — один из секретарей СЖР, за работой которого я пристально слежу. Удаленно, конечно. Но это не мешает оценивать значение и качество того, чем он занимается. А еще меня роднит с Касютиным общая сфера деятельности: он издает корпоративный, но популярный и востребованный коллегами журнал, я — также популярную (надеюсь) социал
Владимир Касютин
Ай-яй-яй-яй-яй, компанья!*
Раньше летунов осуждали, в почёте были трудовые династии и долгожительство в одном коллективе. Теперь миром работы правит мобильность, а по наследству передаются только самые тёплые и насиженные места. Раньше правильным считался неспешный рост: из корреспондента районной в редакторы областной газеты нужно было идти всю жизнь. Теперь перемещения свершаются мгновенно: ещё вчера ты был управдом или блогер на западе или востоке, а сегодня уже министр, задающий курс редакциям севера или юга. Раньше ценился опыт, требовались кадры, умеющие что-то делать лучше, чем человек с улицы, и даже прошт
Владимир Касютин
И люди к тебе потянутся..
Всё чаще я стал замечать, как непрочны наши знания и умения. Чуть расслабился, не потренировался вовремя – улетают, как пух с одуванчика. Грустно, но есть в этом и плюс. Усилия старших товарищей по передаче опыта свежему поколению буксуют, не в последнюю очередь потому, что у молодых чуйка: выполнение прежних правил успеха не принесёт. Новый мир – это «вынь, да положь здесь и сейчас», и желательно с кэшбеком и бонусом. Всё, что можно отложить на завтра и послезавтра, – не интересно, будущее перестало быть светлым и отодвинулось на второй план. Даже странн
Владимир Касютин
С вирусом в клетке
Недавно, уезжая в далёкие края, я забыл мобильный телефон, где теперь, как в игле Кощея, спрятана вся деловая и личная жизнь, чему сам несказанно удивился. Прежде подобного не случалось. Мало нам было потери памяти от переизбытка онлайна, так добавилась пандемия, ударившая не только по финансам, но и по качествам, важным для занятия журналистикой. Что всегда ценилось в профессии? Внимательность, оперативность, коммуникабельность, умение концентрироваться, способность к коллективному творчеству. Постковидный синдром со своей слабостью и хронической усталостью, доводящими до депрессии, ра
Владимир Касютин
Конец прекрасной эпохи
– Уходит эпоха, – сокрушался коллега, когда мы впервые за десятилетие не смогли собраться большой дружной компанией. И не только из-за ковида. Уходят титаны, уходят скромные труженики, Одни уходят из редакций, другие из жизни, кто-то громко, кто-то почти незаметно. А ещё есть умершие профессионально, но неистово требующие, чтобы их считали живыми. Уходит эпоха высокотиражных текстов, что замешивались не только ради гонораров и самоутверждения, но и на сочувствии к бедам других людей. Это раньше массы ждали, когда им расскажут о мире, теперь каждый хочет сам вещать о себе миру.
Владимир Касютин
Три колеса
- Ой, вам попался самый неудачный номер! – часто слышим мы, знакомясь с газетами. Представим себе, что наш заводик выпускает, не газеты, а автомобили. А что, суть одна – регулярное производство товара массового потребления. Стук в дверь, покупатель: - Я вчера купил вашу машину, а там три колеса, нет двигателя и баранки. А мы ему и говорим по привычке: - Понимаете, вам попался неудачный номер, начальник был на совещании, зам на больничном, тут мы спешили, тут позабыли… Ничего страшного, зато в прошлом месяце ваш сосед получил идеальный экземплярчик, всё на месте.
Владимир Касютин
Последний аргумент
Мы долго спорили, что опаснее для печатной прессы – проблемы доставки или Интернет? Похоже, что в списке угроз всё отчётливей проявляется ещё один аргумент. В одном регионе редактор ввязалась в орфографическую дискуссию с муниципальным главой и на следующий день была уволена. В другом – обанкротившаяся типография потащила на дно редакцию, и учредители без тени смущения прикрыли газету. В третьем чиновники с бухты-барахты выложили перед опытнейшим редактором приказ о немедленном увольнении. В четвертом решили поменять форму собственности редакции, не тратя времени на обсужде
Владимир Касютин
Военные тайны
Вопреки прогнозам фантазёров начала XXI века наша пресса живее интересуется прошлым, нежели будущим. И если прежде исторический диапазон провинциальных редакций ограничивался революцией и Великой Отечественной войной, то теперь в зону внимания попадают и Первая мировая, и эпоха развитого социализма, и репрессии тридцатых. Отдельные просветители начинают хронологию уже с первой страницы: День сурка, День взятия Бастилии, День гранёного стакана, перемежая праздничную ленту афоризмами заморских знаменитостей, редко имеющих отношение к нашим пенатам. — Нужно придать тексту больше интер
Владимир Касютин
Нежданный подарок
Коронавирус, верим мы в него или нет, словно беспощадный трактор, проутюжил в нашем профессиональном поле новую колею. Июль покажет силу удара по подписке, но цифры однозначно просядут. Во-первых, партнёр по распространению позу не поменял, во-вторых, у граждан есть куда потратить деньги, помимо покупки прессы, в-третьих, за эти три месяца мы ещё крепче подсели на бесплатную модель потребления информации. Вы скажете – за деньги качество, бесплатно – фейки, тех, кому до этого есть дело, можно перечесть по пальцам, да и сами мы нередко выдаём полуфабрикаты за первый сорт.
Владимир Касютин
Не всем пандемия беда, или окно возможностей Уроки изоляции. Продолжение
Благодаря настойчивости журналистского сообщества правительство причислило СМИ к отраслям, наиболее пострадавшим от пандемии, и прописало довольно-таки обширный перечень мер поддержки, увы, пока доступных не всем в силу правовых нюансов. Материальные следы господдержки прессе на региональном уровне не различимы. В первые дни изоляции газеты признали товарами первой необходимости, дали добро на работу киосков – вот, пожалуй, и все свидетельства доброй воли. Розница всё равно рухнула, народ опасался ходить за газетами. В Белгороде не помогла даже сопутствующая торговля масками, её
Владимир Касютин
Настоящее и будущее российских СМИ
Гость программы «Люди в теме» на Радио «ЭТО» — автор книги «Живая газета», главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок», секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин. Разговор о настоящем и будущем традиционных СМИ, об ответственности журналистов за свои слова, о роли СЖР в регионах, о взаимодействии журналистов с властью и друг с другом, о том, как выжить журналистам в сегодняшнее, весьма непростое время.
Владимир Касютин
Разбор пролётов
«Не айс. Зашквар. Унылые штампы. Нелепо. Бездарно» – одни члены журналистской группы с аппетитом кушали других. В выражениях не стеснялись, но перед тем, как укусить побольнее, заглядывали в профили, дабы удостовериться в безнаказанности. Нескольких полос, небезупречной, но вполне исправно исполняющей свои функции муниципальной газеты оказалось достаточным для пробуждения армии неистовых знатоков. Доселе смирные граждане возбудились как коты, прознавшие о валерьянке. «Я рыдаю. Очуметь. Чудовищно. Трэш». Мы вправе критиковать внешность и содержание газеты люб
Владимир Касютин
Ни то ни сё
«В маленьком городе невозможно делать хорошую газету». Точка. Окончательный приговор всей провинциальной прессе России выносится с регулярностью примерно раз в месяц. Судьи живут в разных концах страны, роднит их безапелляционность суждений и широкая известность в узких кругах. Люди-невидимки из невидимок-редакций – «не писал, не читал, не участвовал». Им не нужны форумы и фестивали, конкурсы, профессиональные журналы и книги. Они уверены, что беспорядочные набеги в социальные сети – себя показать и других посмотреть, достаточны для знания, чем живёт мир
Владимир Касютин
Давай погадаю, всю правду скажу
Вот и пришёл этот двадцатый год, о котором мы так страстно спорили восемь лет назад. Дело было на психолого-футуристическом тренинге в одном из уральских регионов. «Что нужно делать сегодня, чтобы в 2020 году остаться в профессии?» - было начертано на наших знамёнах. Как водится, нашего человека хлебом не корми, дай помечтать о светлом будущем, посему коллективная фантазия зашкаливала. Редакторам и журналистам местных газет грезились чудо-мониторы на веках глаз, съедобные газеты трубочкой, передовицы на облаках. Из нафантазированного технологически почти ничего не сбылось, да
Владимир Касютин
Победителей не судят
Зачем вообще нужны журналистские конкурсы? Это же не спорт, где рулеткой и секундомером фиксируют результат. В творчестве все субъективно – нравится, не нравится, и может зависеть от того, чем закусывал вчера член жюри Иван Иванович, кто наступил на ногу члену жюри Петру Петровичу, и на кого из участниц положил глаз член жюри Сидор Сидорович. Не удостоенных пьедестала и раздосадованных этим конкурсантов можно разделить на три категории. Самые страшные – вечные отличники, с младых ногтей приученные любой ценой брать победу. Для такого стать первым в очереди из двух человек &ndash
Владимир Касютин
Большое Сжатие
В девяностые случился Большой взрыв, наша Вселенная стремительно расширялась. Чуть ли не ежедневно рождались газеты, журналы, телеканалы. Мы были чемпионами по числу средств массовой информации на душу населения. - Зачем вам столько? - воскликнул норвежский редактор, выслушав наши гордые рассказы о городках, где издаётся по десятку газет. Не понимал, где они берут кадры, рекламу, читателей. Мы тоже не знали, догадывались, что в этом бизнесе главное звено не аудитория - спонсоры. Фраза про власть, газеты и пароходы, сказанная чуть ли не в прошлой жизни заставила трепетать наше сообщество.
Владимир Касютин
Мир надежд моих*
— Какие газеты, везде будет один SMM, — почти дословно повторила навязчивую киноцитату студентка на дискуссии о будущем прессы. Во мне включился экзаменатор: — А что такое SMM? Она замялась, припав к телефону, подруги попытались помочь, но с русского назад на английский скороговорка почему-то не переводилась. — А как вы собираетесь применять SMM в родном городе? — Узко мыслите, — срезала меня юная поросль, — кто вам сказал, что мы останемся здесь? Сам того не желая, наступил на Большую Мечту Нового Поколения. Извините, короли и короле
Владимир Касютин
Экспертный совет конкурса
Дорогие друзья! 15 апреля мы закончим прием заявок для участия в конкурсе «10 лучших газет России 2016» и начнем работу Экспертного совета. Ждем Ваши предложения о кандидатурах в состав Экспертного совета. Нам нужны люди, знающие и любящие прессу России, способные не только оценить издания и веб-сайты, но и написать аналитический материал для публикации в журнале. Писать можно в группе нашего журнала в ФБ.
Владимир Касютин
«Это мы. Коллективный портрет региональных редакций России»
Дорогие друзья! Давайте вместе соберем фотоальбом «Это мы. Коллективный портрет региональных редакций России»! Для участия присылайте коллективные фото ваших редакций. Условие № 1. Фото не должны быть банальными и скучными. Условие № 2. Размер фото не должен быть менее 1 мб, файл jpg. Фото будут публиковаться в нашем журнале «Журналистика и медиарынок» и в нашей группе в сети Фэйсбук. А может, мы замахнемся и на издание фотоальбома. Не забудьте подписать фото. Обязательны имя и фамилия каждого персонажа, а также один-два абзаца о вашем творческом коллективе.